По типу ходового устройства одноковшовые погрузчики разделяются на пневмоколесные и на гусеничном ходу.
К пневмоколесным относятся: фронтальные погрузчики, у которых черпание материала и разгрузка ковша происходят с лобовой стороны машины; погрузчики с боковой разгрузкой, у которых черпание производится впереди машины, а разгрузка происходит при опрокидывании ковша на сторону; полуповоротные погрузчики с разгрузкой ковша на любую сторону в пределах 180° (в плане), а также погрузчики с задней разгрузкой с переносом ковша через себя.
Одноковшовый фронтальный погрузчик ТО-11 (рис. 129) смонтирован на базе промышленного колесного трактора К-702. Ковш 1 вместимостью 2 м3 и грузоподъемностью до 4 т зачерпывает материал при движении погрузчика на штабель. Подъем и разгрузка ковша происходят при помощи шарнирно-рычажной системы коромысла 2 и стрелы 3, приводимой в действие гидроцилиндрами 4 и 5. Фронтальным погрузчиком разрабатывают песчано-гравийные карьеры, выполняют послойную выемку грунтов до III категории с выгрузкой в автотранспорт, погрузку и транспортирование на расстояние до 200 м крупнокусковых материалов.
Фронтальные одноковшовые погрузчики изготовляют в соответствии с ГОСТ 12568 — 67.
Рис. 129. Одноковшовый фронтальный погрузчик
1 — ковш;. 2 — Коромысло рычажного механизма; 3 — стрела, 4- угол подъема стрелы; 5 — гидроцилиндр
подъема стрелы рабочего оборудования; 4 — гидроцилиндр поворота
Полуповоротный погрузчик (рис. 130) смонтирован на базе специального пневмоколесного шасси 8. Он выпускается оборудованным ковшом, способным выгружать материал в любом положении в пределах 180° в плане, или грейфером /, управляемым гидроцилиндром 2. Рабочее оборудование погрузчика смонтировано на поворотной платформе 3, разворачиваемой при помощи гидроцилиндров 6. Подъем стрелы 4 и разворот ковша осуществляются гидроцилиндрами 5 и 7.
Рис. 130. Полуповоротный погрузчик с грейферным оборудованием
Рис. 131. Погрузчик на гусеничном ходу с челюстным ковшом
Полуповоротный погрузчик применяется для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в транспортные средства или приемные бункера; для разработки легких грунтов, с погрузкой их в автотранспорт или в отвал. Преимущество полуповоротного погрузчика в том, что для выгрузки ковша в транспортные средства не требуется разворота всей машины, что дает также возможность лучшего использования его в стесненных условиях.
Рис. 132. Погрузчик Т-1 (Т-157М) с задней разгрузкой ковша
Погрузчики на гусеничном ходу выпускаются с обычным ковшовым оборудованием и с челюстным ковшом (рис. 131).
Загружается ковш врезанием передней кромки в отвал материала при сомкнутых челюстях, а выгружается при раскрывании челюстей. Челюсти ковша управляются гидроцилиндрами. Этот же погрузчик может быть использован и как бульдозер, тогда передняя часть ковша поднимается в крайнее верхнее положение, а задняя часть служит обычным отвалом бульдозера.
В комплект сменного рабочего оборудования входят: двухчелюстный ковш; нормальный погрузочный ковш; ковш увеличенной вместимости, применяемый при работе с легкими материалами; ковш уменьшенной вместимости, используемый при работе со щебнем и тяжелыми грунтами; захват для леса и монтажный крюк.
Грузоподъемность выпускаемых погрузчиков от 1,5 до 10 т.
Погрузчик на гусеничном ходу с задней разгрузкой ковша (рис. 132) используется для погрузки строительных материалов в транспортные средства, а также в приемные бункера дробильно-сортировочных и бетонных заводов с транспортированием материала на расстояние до 50 м. Погрузчик может быть также использован для засыпки котлованов и траншей и планировки площадок.
Рабочий орган погрузчика состоит из ковша 4, укрепленного на стреле 2 и приводимого в движение системой рычагов 5, 6, 7. Рычаги управляются гидроцилиндрами 3. Ковш загружается при движении трактора / вперед, выгружается через заднюю кромку ковша при переносе его через корпус трактора.
Такой способ разгрузки ковша позволяет сократить продолжительность рабочего цикла при погрузке материалов в транспортные средства, так как погрузчик совершает прямолинейные (челночные) движения от отвала к кузову автомобиля и обратно без разворотов.