§ 13. Канаты

Основной раздел: Глава IV. Канаты и цепи

Дополнения к основному разделу:

Стальные канаты применяют в строительных машинах в качестве гибких элементов. В том случае, если канат или цепь является составной частью механизма подъема, их называют подъемными или грузовыми; если же они используются в качестве тягового органа в составе механизма, перемещающего груз, масса которого воспринимается несущей конструкцией, их называют тяговыми.

Если по стальному канату как по рельсу перемещается грузовая тележка кабельного или козлового крана, его называют несущим. Канат, используемый в качестве оттяжки для удержания конструкции в определенном положении, называют вантовым или расчальным. Для обвязки поднимаемого груза применяют чалочные или строповые канаты.

Конструкцию каната выбирают с учетом назначения к условий его работы в машине. Грузовые и тяговые канаты должны быть наиболее гибкими, свободно проходящими по направляющим блокам. Для несущих канатов большой гибкости не требуется, но особое значение имеет устойчивость против истирания.

Стальные канаты изготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ 3241 — 66* путем свивки из отдельных проволок небольшого диаметра. При одинаковом диаметре двух канатов наибольшей гибкостью будет обладать канат, выполненный из большого числа проволок.

Канат может быть одинарной (спиральной) свивки, [ когда он свивается сразу из большого числа отдельных проволочек (рис. 15, а), или двойной свивки (рис. 15,6), когда проволоки предварительно свиваются в пряди (преньги), а затем несколько прядей свиваются вокруг мягкого или жесткого сердечника в канат. Канат


тройной свивки (кабель) свивается из нескольких канатов двойной свивки.

Канаты одинарной свивки (спиральные) из-за жесткости и способности раскручиваться применяют в основном в качестве несущих канатов канатных дорог и кабельных кранов. Для увеличения стойкости спирального каната против истирания и износа наружный слой каната выполняют из проволок фасонного Z-образного. сечения (рис. 15,в).

Рис. 15. Стальные канаты

Канаты двойной свивки с пеньковым сердечником. состоят из шести прядей по 37 или 19 проволочек в каждой пряди. Их применяют в качестве грузоподъемных и тяговых средств; для свивки каната могут быть применены проволоки одного или разных диаметров. Канат, свитый из проволок разных диаметров, имеет большую прочность по сравнению с канатом, свитым из проволок одинакового диаметра, так как при этом металл заполняет сечение каната более полно.

Канаты различаются между собой по свивке проволок между отдельными слоями прядей, направлению свивки проволок и прядей, а также по роду свивки.

Канаты могут быть параллельной (односторонней) свивки, при этом направления свивки проволочек в прядях и свивки прядей в канат совпадают; крестовой свивки с противоположными направлениями проволочек и прядей, а также комбинированной свивки, когда часть прядей имеет одно направление свивки проволочек, а другая часть прядей — противоположное.


Канаты параллельной (односторонней) свивки более гибкие и менее подвергаются износу, чем канаты крестовой свивки, однако их применение более целесообразно в случаях, когда по условиям работы возможность раскручивания исключается (например, в качестве грузового каната в лифте или подъемнике).

Нераскручивающиеся канаты изготовляют из отдельных проволочек, предварительно изогнутых по винтовой линии.

Свивка проволок в пряди различается тем, что один их слой с другим может иметь точечное касание (ТК), линейное (ЛК) или точечное и линейное (ТЛК). Канаты с линейным касанием проволочек более долговечны.,

Для увеличения стойкости против коррозии канат свивают из оцинкованных проволочек.

Сердечник каната, выполняемый в большинстве случаев из пеньки, придает ему большую эластичность и служит аккумулятором смазки. Канаты, предназначенные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде асбестового шнура или пряди стальных проволок.

Канаты отличаются друг от друга по маркировке, в которой указываются: диаметр каната, его назначение (грузолюдской — ГЛ, грузовой Г), механические свойства проволоки (высшая марка — В, первая марка — I, вторая марка — II), вид покрытия (для легких условий работы — АС, средних — СС, жестких — ЖС), направление свивки (левая — Л), сочетание направления свивки (односторонняя — О), способ свивки (раскручивающиеся — Р, нераскручивающиеся — Н), тип касания проволок в прядях, материал сердечника (органический сердечник — О), номер ГОСТа.

Прочность канатов рассчитывают по фактическому усилию натяжения каната 5фаКт, возникающему при работе машины (без учета влияния динамических нагрузок) , и необходимому запасу прочности k по формуле

где Spaзp — разрывное усилие каната, зависящее от диаметра каната, конструкции и материала проволоки (определяется по табличным данным); k — коэффициент запаса прочности, численное значение которого выбирается соответственно нормам Государственного комитета Совета Министров СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (Госгортехнадзор) в зависимости от рода механизма и условий работы (к равно от 3,5 — для канатных оттяжек и до 9 — в лебедках для подъема людей).

Продолжительность безотказной службы стальных канатов зависит от степени нагрузки, соответствия диаметров направляющих блоков и барабанов диаметру каната (чем больше диаметр блока, тем меньше перегиб каната), числа перегибов каната на блоках в единицу времени, направления изгиба каната (односторонний или в разные стороны), агрессивности внешней среды, регулярности смазки и пр.

Рис. 16. Способы прикрепления свободных концов канатов

Способы прикрепления свободных концов канатов к металлоконструкциям или деталям машин разнообразны: при помощи клиновых коушей (рис. 16, а, где 1 — корпус коуша; 2 — клин); образованием канатной петли и сращиванием концов каната сплеткой (рис. 16,6) или закреплением сжимами (рис. 16,в). Для предохранения канатной петли от истирания в нее предварительно закладывают штампованный (рис. 16, г) или точеный (рис. 16,(3) коуш. Сжим (рис. 16, е) состоит из штампованной подушки дугообразного болта и двух гаек. Следует устанавливать не менее трех сжимов на расстоянии друг от друга около пяти диаметров каната. Дужка сжима должна располагаться со стороны рабочей ветви канатной петли.


§ 13. Канаты - (Все изображения)

Другие статьи из раздела "Специальные детали, сборочные единицы и механизмы строительных машин":
· Глава IV. Канаты и цепи
· Глава V. Блоки, полиспасты и барабаны
· Глава VI. Грузозахватные устройства
· Глава VII. Остановы и тормозные устройства
· Глава VIII. Основные механизмы строительных машин
· Глава IX. Несущие конструкции

Реклама на сайте



Разделы сайта

· Главная страница
· Общие сведения о строительных машинах и оборудовании
·   Специальные детали, сборочные единицы и механизмы строительных машин
· Грузоподъемные машины
· Машины непрерывного транспорта и погрузочно-разгрузочные машины
· Машины для земляных работ
· Машины и установки для буровых и свайных работ
· Машины и установки для переработки нерудных строительных материалов, приготовления и транспортирования бетонных смесей и растворов
· Машины и оборудование для изготовления сборных железобетонных изделий и деталей
· Машины для отделочных работ
· Ручные машины
· Карта сайта
· Изображения сайта

Облако тегов

арматурной  башенных  действия  земляных  классификация  кранов  краны  машин  машины  механизмы  многоковшовые  область  оборудование  пневматические  погрузчики  подъемники  привод  применения  работ  растворов  ручные  системы  строительных  уплотнения  управления  установки  устройства  экскаваторов  экскаваторы  электрические  
 
Выгодный обмен электронных валют webmoney obmen.cc.