Грейдеры и автогрейдеры предназначены для профилирования земляного дорожного полотна, возведения небольших дорожных насыпей высотой до 0,6 м, планировки площадей, очистки территории от снега и других строительных работ.
Основной рабочий орган грейдеров и автогрейдеров — отвал с режущими ножами, расположенный между передними и задними колесами при удлиненной базе, что обеспечивает значительно большую точность планирования и профилирования по сравнению с бульдозером. Продольная база автогрейдера в несколько раз больше, чем у бульдозера и, следовательно, неровности почвы сказываются меньше. Отвал может быть установлен в различное положение.
Для выполнения различных работ грейдеры и автогрейдеры оснащаются сменным оборудованием: удлинителем отвала для увеличения объема перемещаемого грунта и откосником для отделки откосов, кюветов и небольших насыпей.
Грейдеры не являются самоходной машиной, они работают на прицепе к гусеничным тракторам мощностью 75-735,5 и 108-735,5 Вт они имеют отвал размерами 3057x500 и 3616x505 мм. Грейдеры, выпускаемые для работы в прицепе с гусеничными тракторами с тяговым усилием до 40 кН, относятся к легкому типу и для работы с тракторами, имеющими тяговое усилие до 100 — 120 кН, — к тяжелому типу.
Различают грейдеры также по виду управления — в механическим или гидравлическим управлением.
На грейдере, в отличие от автогрейдера, кроме тракториста всегда имеется второй рабочий — грейдерист, что вдвое снижает показатели машины по выработке. Однако буксировка грейдера гусеничным трактором позволяет использовать его в тяжелых грунтовых и дорожных условиях, когда самоходный грейдер (автогрейдер) не может быть применен из-за буксования его колес.
Автогрейдеры. В строительном производстве автогрейдеры широко применяют для возведения дорожных насыпей для отрывки дорожных корыт и разравнивания щебня и песка, планировки обочин дорог, планировки откосов неглубоких выемок и невысоких насыпей, планировки территорий.
Автогрейдер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, рабочими органами которой являются полноповоротный отвал для послойного резания грунта и кирковщик для рыхления плотного грунта. Автогрейдеры снабжаются также сменным оборудованием: бульдозерным отвалом, удлинителем основного отвала, откосником, плужным снегоочистителем и др.
Отвал автогрейдера может быть наклонен под разными углами к трем главным осям — продольной, поперечной и вертикальной. Благодаря этому отвалом можно резать и перемещать грунт в сторону от направления движения, планировать уклоны и откосы. Полноповоротность отвала дает возможность автогрейдеру работать челночно, т. е. при переднем и заднем ходах.
Автогрейдеры монтируются на трехосном шасси с передними ведомыми колесами, рулевыми колесами и четырьмя задними ведущими колесами на двух осях с балансирной подвеской.
Все современные автогрейдеры имеют гидравлическую систему управления.
Рис. 157. Автогрейдер
Рис. 158. Кинематическая схема автогрейдера 250
Гидросхема привода (рис. 159) автогрейдера ДЗ-31-1 состоит из двух самостоятельных контуров закрытого типа. Первый контур включает в себя гидронасос 15, втулочный шарнир 7, гидрораспределители 3, 4, 14 и гидроцилиндры 5 и 8, обеспечивающие подъем отвала, вынос дуговой рамы, вынос отвала, наклон управляемых колес, запорные клапаны 6, 9, 12 гидроцилиндров подъема отвала, кирковщика и наклона колес, а также фильтр 16.
Рис. 159. Схема гидросистемы автогрейдера
Второй контур включает гидронасос 19, гидрораспределитель 2 и два гидроусилителя 1 и 20 рулевого механизма и тормоз, а также фильтр 18. Бак рабочей жидкости 17 для двух контуров общий. Механизм поворота отвала состоит из гидромотора 11 и червячного редуктора 10. Соединение элементов гидроаппаратуры обеспечивается шлангами высокого давления 13.
Автогрейдер оборудован аппаратурой «Профиль-2» для автоматической стабилизации положения отвала в поперечной плоскости. Аппаратура стабилизации состоит из маятникового датчика угла наклона, усилительного блока с задатчиком угла и исполнительного электрогидрозолотника, управляющего приводом правого цилиндра подъема отвала. Устройство позволяет удерживать заданное положение отвала при колебании корпуса автогрейдера при его движении по неровной поверхности. Диапазон стабилизации до 5° от горизонта. Это устройство повышает производительность и качество работы автогрейдера.
Параметрами, характеризующими автогрейдер, являются общая масса, сила тяги, колесная схема, скорости движения, вертикальное давление на нож, высота и ширина отвала и др.
Автогрейдеры изготовляются с двигателем мощностью от 75 до 165-735,5 Вт; общей массой от 7,7 т до 18,6 т, с отвалами шириной от 3,04 до 3,7 ми высотой от 0,5 до 0,7 м.
Грейдер-элеваторы применяются в строительстве для устройства насыпей большой протяженности с выемкой грунта из резерва с двух сторон насыпи. Рабочим органом грейдер-элеватора является режущий диск, который при движении машины вдоль насыпи срезает грунт и подает его на ленточный отвальный транспортер, ссыпающий грунт в сторону на насыпь.
Изготовляются грейдер-элеваторы в виде колесной полуприцепной машины, работающей в сцепе с трактором или с колесным тягачом. Грейдер-элеваторы являются весьма производительными машинами, техническая производительность у меньшей модели до 600 м3/ч и у более мощной модели до 1600 м3/ч. Параметры для автогрейдеров установлены ГОСТ 9420 — 69* и грейдер-элеваторов ГОСТ 7125 — 76.