К уплотняющим машинам статического действия относятся прицепные и самоходные катки.
Прицепные катки могут быть гладкими, решетчатыми и кулачковыми. Более интенсивное уплотнение производят последние. Такие катки могут создавать давление до 7,5 МПа. Они применяются для послойного уплотнения связных и комковатых грунтов.
Кулачковый каток (рис. 188), представляет собой полый стальной барабан (валец) /, по наружной поверхности которого закреплено большое число выступающих кулачков 2 специальной формы. Внутренний объем вальца заполняется для увеличения массы балластом через люк 5. Барабан охватывается прямоугольной рамой 4 с дышлом и сцепным устройством 6 для соединения с тягачом. На раме укрепляется скребок-нож 3, счищающий избыток налипающего грунта.
Тяжелые прицепные кулачковые катки изготовляют с двумя дышлами для работы на насыпях челночным способом с перецепкой тягача в конце загона. В этом случае необходимость в устройстве съездов с насыпи для разворота катка и холостые ходы отпадают. Основным параметром катков является их масса, имеют значение также размеры барабана, число, форма и размеры кулачков.
В строительной практике применяются кулачковые катки массой 6 — 8 т и более тяжелые массой 25 — 30 т.
Глубина уплотнения грунта при использовании легких катков достигает 20 — 35 см и при использовании тяжелых катков — до 70 см.
Параметры дорожно-строительных прицепных статических кулачковых катков определены ГОСТ 11557 — 75.
Рис. 188. Прицепной кулачковый каток
Решетчатый каток представляет собой барабан, цилиндрическая поверхность которого образована решеткой из круглой прутковой стали диаметром 35 — 40 мм. Массу катка увеличивают загрузкой балластом до 25 — 30 т. Решетчатые катки могут быть прицепными и самоходными.
Пневмоколесные катки уплотняют грунт рабочим органом, состоящим из смонтированных в один ряд на одной или двух осях колес с пневмошинами, пригруженными балластом.
По способу передвижения пневмокатки делятся на прицепные, полуприцепные и самоходные.
По способу передачи нагрузки на шину разделяются на секционные, у которых каждое колесо нагружается собственным балластным ящиком, имеющим свободное перемещение вместе с колесом по вертикали, и на обычные, имеющие общий балластный ящик.
Прицепные катки на пневмошинах выпускаются с общей массой (с балластом) 12,5; 25 и 42,5 т и шириной уплотняемой полосы, соответственно, 2,2; 2,5 и 3,3 м. Достигаемая толщина уплотняемого слоя 0,25; 0,3 и 0,5.
Секционный полуприцепной каток (рис. 189) представляет собой прицепную упряжную раму, с которой шарнирно соединены отдельные железобетонные или металлические сварные секции, заполняемые балластом. Каждая секция опирается на колесо спневматической шиной. Секция имеет два донных люка с крышками для разгрузки балласта. В вертикальном направлении секции могут перемещаться независимо друг от друга. Это обеспечивает постоянную передачу давления каждым колесом на грунт независимо от неровностей уплотняемой поверхности.
Рис. 189. Полуприцепной секционный пневмокаток
Вертикальное перемещение секций относительно друг друга может достигать 300 мм. Буксировку загруженного балластом катка выполняют одноосным тягачом. Выпускаются катки 10, 25 и 42 т.
К недостаткам прицепных секционных катков следует отнести то, что они не могут производить работу челночным способом; при работе на насыпях для их разворота необходимо устраивать съезды и пандусы.
Самоходный каток на пневмошинах (рис, 190) имеет преимущество перед прицепным катком в том, что он может перемещаться по узким насыпям челночным способом.
Рабочим органом самоходного катка являются передние управляемые 7 и задние ведущие 13 пневмоколеса. Их размещают так, чтобы следы колес одной оси перекрывали промежутки между следами колес другой оси. Таким образом, получается сплошная полоса укатываемого грунта.
Управляемые передние колеса 7 смонтированы на общей оси, концы которой заделаны в поперечины прямоугольной рамы 6, балансирно соединенной с бугелем 5. Вертикальный шкворень 4 бугеля сидит в гнезде основной рамы / катка. Поворот шкворня бугеля выполняется гидроцилиндрами 3. Привод задних колес 13 осуществляется от двигателя 2 через коробку передач 9, реверс 11л ходоуменьшитель 8 и карданные валы 10 и 12.
Рис 190. Самоходный пневмокаток.
Самоходные пневмокатки выпускаются с общей массой 16 и 30 т. Ширина уплотняемой полосы 1,6 и 2,2 м. Мощность двигателя И0-735,5 и 130-735,5 Вт. Скорость рабочего хода 3 — 4 км/ч и транспортного — до 25,4 км/ч. Вибрационные катки применяются в основном для уплотнения несвязных грунтов. Они отличаются тем, что внутри их монтируется мощный вибратор, передающий колебания определенной частоты и амплитуды на обод катка. Применение вибрации значительно увеличивает эффективность уплотнения грунта катками, особенно на уплотнении несвязных грунтов. Эти машины являются перспективными, получающими все большее распространение в строительстве в нашей стране и в других странах.
Прицепной виброкаток состоит из гладкого металлического пустотелого барабана, внутри которого встроен вибратор, приводимый в действие при помощи клиноременной передачи от двигателя внутреннего сгорания, смонтированного на раме.
Для предохранения рамы от воздействия вибрации между осями валка и подшипниками рамы размещены амортизаторы. Рама присоединяется к трактору при помощи дышла и сцепного устройства.
Главным параметром характеристики виброкатка является общая масса в тоннах. Типажом машин предумотрен выпуск прицепных виброкатков с общей массой 3,6 и 12 т. Глубина уплотнения на песчаных грунтах за два — четыре прохода до 0,5 — 0,6 м.
Рис. 191. Самоходный виброкаток
1 — ведомый валец; 2 — рама; 3 — бак; 4 — двигатель; 5- рычаги управления; 6 — устройство для подачи жидкости смачивания вальцов; 8-виденье; 9 — ведущий валец; 10 — бортовой редуктор; ]1 — коробка передач; 12 — рамка ведомого вальца
Самоходные виброкатки разделяются на одно-, двух-, трехвальцовые. Наибольшее распространение имеют двухвальцовые катки (рис. 191) с одним ведущим и одним ведомым валками. Вибратор встроен в ведущий валок. Рама агрегата и рабочее место водителя изолированы от вибрирующего валка амортизаторами. Выпускаются самоходные виброкатки с массой от 2 до 8 т с возмущающей силой от 20 000 до 50 000 Н. В последнее время появились конструкции двухвальцовых самоходных катков с шарнирно-сочлененной рамой и двумя ведущими катками со встроенными вибраторами.