Формовочные машины применяются при изготовлении железобетонных изделий: многопустотных плит перекрытия, стеновых панелей, перегородок и других деталей. Многопустотные плиты перекрытия изготовляются двумя способами. В форме, установленной на виброплощадке, с введением в нее пустотообразователей дозагрузки бетонной смеси и их извлечением специальным механизмом после окончания формовки и вибрирования. В этом случае форма остается неподвижной, а пустотообразователи перемещаются относительно формы, по второму способу формование происходит на платформе (поддоне) тележки, которая подходит к месту расположения на установке вибровкладышей и бортовой оснастки и после окончания формовки отходит вместе с задним бортом до полного извлечения пустотообразователей (остающихся на месте).
Формовочная машина для изготовлений! многопустотных панелей, работающая по второму способу, показана на рис. 259. На двух стойках 6 закреплена поперечная жесткая траверса 4, к которой шарнирно присоединены несколько длинных цилиндрических (или овальных) пустотообразователей 3, которые одновременно являются вибровкладышами. Форма изделия образуется бортовой оснасткой и поддоном-вагонеткой. Бортовая оснастка состоит из поперечного заднего борта 25, переднего борта 7 и двух продольных бортов 2. Поперечные борта представляют собой коробчатые балки с отверстиями для пропуска вибровкладышей пустотообразователей.
Рис. 259. Установка для формования пустотных плит перекрытия
Бортовая оснастка опирается на фундаментный рельсовый путь 13 роликами 12 и может перемещаться на расстояния до 6 м. При подходе поддона-вагонетки с навитой на штыри или с натянутыми стержнями арматуры на место формовки бортовая оснастка вместе с пустотообразователями сначала приподнимется на высоту до 70 мм гидродомкратами 9, управляемыми от гидроустановки 8, .а после установки вагонетки на место формовки опустится на поддон. В образованную таким образом форму укладываются дополнительная арматура и монтажные петли; бетоноукладчиком распределяется предварительный слой смеси, и включаются электродвигатели 5, имеющиеся на торце каждого вибровкладыша, затем заполняют форму остальным количеством бетонной смеси. Для лучшего уплотнения и получения более ровной верхней поверхности формуемого изделия на него опускается пригрузочный щит И, управляемый гидродомкратами 10, и продолжается работа вибровкладышей в течение 1 — 1,5 мин. По окончании формования поддон-вагонетку вместе с отформованным изделием и бортоснасткой отводят несколько вправо, снимают пригруз и затем продолжают движение поддона до выхода пустотообразователей из изделия. При подходе к крайнему правому положению задний поперечный борт своими катками окажется на приподнятом наклонном участке 15, 17 пути. Вагонетка с изделием получает возможность перемещаться дальше уже без бортоснастки, которая после прохода вагонетки возвращается в исходное положение. Перемещение поддона-вагонетки осуществляется механизмом, состоящим из электродвигателя 21, клиноременной передачи 20, редуктора 19, двух тяговых бесконечных цепей 22 и связанных с ними кареток 23. На верхней плоскости кареток на шарнирах установлены упоры 16, которыми каретки захватывают за поддон-вагонетку при ее перемещении. Упоры 24 и копиры 14 служат при распалубке изделий. Натяжение цепей осуществляется устройством 26. Тормоз 18 фиксирует каретки в требуемых положениях. Для поддержки пустотообразователей при отсутствии поддона-вагонетки служит устройство 27. В случае необходимости формовки более узких панелей применяются дополнительные продольные борта.
На машине можно формировать панели шириной до 3590 мм, длиной до 6260 мм и высотой 220 мм. Установленная мощность электродвигателей 60 кВт. Цикл формования продолжается около 15 мин. Таким образом, производительность машины равна около четырех панелей максимального размера в 1 ч.
Кассетные установки применяют при изготовлении панелей перекрытий, внутренних стен и перегородок. Кассетная установка (рис. 260) состоит из станины с четырьмя стойками 2 и верхними балками 6, нескольких (8 — 12) кассет 4 и механизма распалубки. Кассета представляет собой вертикально установленный толстый стальной лист в размер формуемого изделия, на котором по контуру с боков и снизу закреплены борта высотой, равной толщине изделия. К верхней части кассеты крепятся кронштейны с полуосями для роликов 3, которыми кассета опирается на рельс 5, находящийся на верхней балке станины, и может перекатываться по нему до упора бортами к листу соседней кассеты, образуя полость, соответствующую форме изделия. С краев кассетной установки и через каждые две кассеты размещаются замкнутые термические отсеки, в которые подается пар. К бортам формующих кассет закреплены вибраторы. Механизм для сборки и разборки кассет состоит из гидроцилиндра 8, шести упорных плит 9, приваренных вверху и внизу крайней правой кассеты, и рычажной системы 7. При возвратно-поступательном движении штока передняя правая кассета движется по роликам 3 вправо или влево. При движении крайней правой кассеты влево кассеты собираются в один общий блок и прижимаются к амортизаторам /, расположенным в числе 6 шт. на левой стороне станины. Отдельные отсеки кассеты соединяют последовательно между собой замками 10.
Рис. 260. Кассетная установка
Формовка изделий на кассетной установке происходит следующим образом. После сдвижения кассет в общий блок в формующие отсеки закладывается арматура. Затем в формующие отсеки начинают подавать бетонную смесь и включают вибраторы. После заполнения отсеков смесью и ее уплотнения в термические отсеки подается пар. Термическая обработка изделий продолжается 6 — 8 ч.
Распалубку (разборку) кассет производят при помощи гидроцилиндра 8, поочередно отодвигая вправо кассеты: сначала одну — крайнюю правую, потом вместе с ней вторую, затем вместе с двумя первыми третью и т. д. Для того чтобы перемещать пустые кассеты, их соединяют между собой штыревыми замками 10. При отрыве каждой очередной кассеты от остающейся на месте соседней замки 10, соединяющие их между собой, должны быть раскрыты.
В целях увеличения производительности на заводах железобетонных изделий начинают применять кассетные установки непрерывного действия. Принцип действия этой установки заключается в том, что кассеты собираются в кольцевой блок и в процессе вращения по кольцу от поста формования до поста распалубки успевают затвердеть.
Центрифуги. Изготовление железобетонных труб может осуществляться на вибростолах в цилиндрических кольцевых формах, а также в цилиндрических формах методом центрифугирования. Последний способ изготовления является наиболее распространенным, так как допускает изготовление как коротких, так и длинномерных труб, опор связи и контактной сети.
Центрифуги делятся на роликовые, осевые и ременные.
В роликовых центрифугах формы опираются своими бандажами на ведущие ролики, центрируются ими и вращаются за счет трения между ними и бандажами формы. В осевых центрифугах формы устанавливаются своими концами в самоцентрирующие планшайбы, зажимаются ими и приводятся во вращение.
В клиноременных центрифугах формы своими бандажами укладываются на перекрещивающиеся ременные передачи и вращаются за счет трения, возникающего между движущимися ремнями и бандажами.
Роликовая центрифуга (рис. 261) состоит из фундаментной рамы /, ведущих роликов 7, приводимых в движение от электродвигателя 2, цепной передачи 12 и дифференциала 11, ведомых роликов 9, удерживающих роликов 5, смонтированных на кронштейнах стойки 6 и гидроподъемника 8. Тахометр 3 с приводом от зубчатой передачи 13 предназначен для контроля за числом оборотов роликов и формы. Тормоза 10, управляемые ручным насосом 14, применяются для замедления вращения роликов и формы после окончания процесса центрифугирования.
Рис. 261. Роликовая центрифуга
а — общий вид: б — кинематическая схема
Для предотвращения разбрызгивания массы предусмотрены щитки 4. Процесс изготовления железобетонных труб происходит следующим образом. Форму с вставленной в нее арматурой и раструбообранователем укладывают бандажами на лотки гидроподъемника 8. При опускании гидроподъемника бандажи формы ложатся на ведущие и ведомые ролики, поворачивается кронштейн 6 и фиксируются по бандажу удерживающие ролики 5. После разгона формы, вращающейся за счет трения между ее бандажами и ведущими роликами, внутрь вводится ложковым питателем бетонная смесь. В результате быстрого вращения смесь распределяется равномерным слоем по стенкам формы и за счет центробежных сил уплотняется. По окончании процесса форма останавливается, кронштейн с роликами отводится в сторону и краном форма вместе с изделием снимается и переносится в отделение термической обработки.
Рис. 262. Схема центрифуги ременной
Ременная центрифуга (рис. 262) состоит из рам двух приводных валов 2 со шкивами 3 и двух рядов
натяжных шкивов 4, между которыми натянуты приводные ремни таким образом, что верхние их ветви перекрещиваются между собой, образуя V-образный, канал, в который укладывается цилиндрическая форма 5 формуемой трубы. Вследствие трения, возникающего между бандажами формы и ремнями, она вращается с окружной скоростью, равной скорости движения ремней. Привод к приводным валам осуществляется от электродвигателя при помощи клиноременной передачи.
На ременной центрифуге изготавливают железобетонные трубы диаметром от 0,5 до 1 м и длиной до 4,2 м.