На современном уровне развития техники бетонную смесь наиболее удобно транспортировать в автобетоносмесителях. При этом устраняются потери смеси в процессе перевозки, кроме того, смесь в пути следования от бетоносмесительной установки до объекта перемешивается, что предотвращает ее расслаивание. При большой дальности перевозки смеси (свыше 20 — 30 км) ее можно загружать в автобетоносмеситель в сухом виде и начать перемешивание в пути следования за 10 — 15 мин до прибытия на объект. Выдачу смеси из автобетоносмесителя можно осуществлять постепенно равномерным потоком непосредственно на приобъектные бетонотранспортирующие средства или в сооружаемое дорожное покрытие.
Автобетоносмеситель (рис. 240) состоит в основном из базовой машины, смесительного барабана и привода к барабану и распределительного желоба выдачи бетона.
Рис. 240. Автобетоносмеситель
а — общий вид; б — кинематическая схема
На автомобиле устанавливают дополнительный двигатель внутреннего сгорания 2, водомерный бак 3, центробежный водяной насос 4, смесительный барабан 6 грушевидной формы с зубчатым венцом 5, загрузочную воронку 9 и распределительный желоб 10, редуктор 15 привода смесительного, барабана. 6. От вала двигателя вращение передается барабану через конический реверс 16 и редуктор 15, снабженный переменными передачами 14, переключением кулачковой муфты 17 на валу / реверса можно поочередно изменять направление вращения смесительного барабана.
Редуктор 15 имеет две скорости, включаемые передвижными шестернями 14. Шестерни редуктора и кулачковая муфта переключаются специальными рычагами управления. Их рукоятки вместе с рукояткой управления работой двигателя расположены около двигателя, а дублирующие рукоятки выведены к месту разгрузки барабана автобетоносмесителя.
Барабан автобетоносмесителя на раме установлен под углом 20°к горизонту и опирается на три точки: бандажом 7 — на два опорных ролика 11 и цапфой 13 — на подшипник 12, смонтированный на корпусе редуктора.
На внутренней поверхности барабана установлены винтовые лопасти, примыкающие к загрузочно-разгрузочному отверстию.
Составляющие загружают на заводе смесей при непрерывном вращении барабана через воронку 9 и одновременно заполняют водяной бак. Бетонную смесь выгружают при вращении барабана в обратном направлении. При этом загрузочную воронку 9 от горловины барабана отводят рычагами 8, и готовая бетонная смесь по направляющему лотку поступает в распределительный желоб 10. Желоб в горизонтальной плоскости может поворачиваться на 180° и изменять угол наклона.
Водяной дозировочный бак 3 разделен перегородкой на две части: одна служит для подачи воды в барабан при приготовлении бетонной смеси, другая — для промывки барабана. Вода подается в барабан из того или другого отделения бака центробежным насосом 4.
Автобетоносмесители изготовляются в основном с вместимостью барабана 2,5 и 3,5 м3., Известны автобетоносмесители с вместимостью барабана до 12 м3.