На стройках с большим объемом бетонных работ бетонная смесь транспортируется по трубам с помощью бетононасосов и автобетононасосов.
Достоинствами насосного транспортирования бетонной смеси являются: непрерывность перемещения смеси и горизонтальном и вертикальном направлениях по трубопроводу при сохранении ее однородности; возможность бетонирования в стесненных производственных условиях; возможность укладки бетона без применения дорогостоящих мощных грузоподъемных машин; компактность и мобильность применяемого оборудования; экономичность по сравнению с другими способами транспортирования и др.
К некоторым недостаткам насосного транспортирования бетонной смеси относятся затруднение перекачивания бетонной смеси с крупным заполнителем (более 100 мм), необходимость беспрерывного перекачивания смеси.
Бетононасосы разделяются в основном по принципу действия насосной части машины и распределительных клапанов. Имеются поршневые насосы с механическим и гидравлическим приводами, беспоршневые насосы с механическим приводом.
По способу установки различают стационарные бетононасосы, устанавливаемые на довольно большой срок работы, и передвижные автобетононасосы, устанавливаемые на шасси автомашин.
Поршневые бетононасосы более раннего выпуска изготовлялись с механическим приводом, одноцилиндровыми или в большинстве случаев двухцилиндровыми с клапанами принудительного действия. В бетононасосе такого вида (рис. 241) смесь поступает в приемный бункер /, где непрерывно перемешивается лопастями смесителя 2 и через побудитель 3 и всасывающий клапан 4 подается в цилиндр насоса 7. Поршень 8 совершает возвратно-поступательное движение под действием кривошипно-шатунного механизма, коленчатый вал 9 которого приводится во вращение от основного электродвигателя.
Движение поршня согласовано с положением всасывающего 4 и нагнетательного 5 клапанов. Синхронная работа поршня и клапанов обеспечивается кулисным механизмом 10, который приводится в движение под действием профилированных кулачков, сидящих на коленчатом валу. Тяги 11 и 12 связывают кулисы с клапанами.
При всасывающем движении поршня бетонная смесь поступает в цилиндр, а при нагнетательном движении
выдавливается в бетоновод 6 и по нему к месту укладки в сооружении.
Современные бетононасосы изготовляют с приводом в движение поршней и клапанов гидроцилиндрами. На рис. 242,а,б представлены схемы таких бетононасосов.
Рис. 241. Бетононасос с механический приводом
а — общий вид; б — процесс всасывания; в — процесс нагнетания
Штоки гидроцилиндров / осуществляют возвратно-поступательное движение поршней 2, засасывающих поочередно бетонную смесь из бункера 5, и нагнетают ее в бетоновод 6. Боковые малые гидроцилиндры 4 управляют движениями клапанов 3. Клапанная система бетононасоса (рис. 242, б) имеет вид перекидного изогнутого патрубка 7, один конец которого шарнирно по продольной оси соединен с бетоноводом 6, а второй конец вспомогательным гидроцилиндром 9 и штоком 8 перемещается при нагнетании смеси то к одному цилиндру, то к другому. В беспоршневом бетононасосе (рис. 242, в) бетон выдавливается из дугообразного нейлонового рукава 10 при непрерывном вращении ротора 11 с двумя обрезиненными роликами 12, прижимающими его к стенке корпуса 15. Один конец рукава соединен с бункером 14 смеси, а другой с бетоноводом 6. Бетонная смесь в бункере непрерывно перемешивается вращающимися лопастями 13.
Рис. 242. Схема бетононасосов с гидравлическим приводом
а — с двумя гидроцилиндрами рабочих поршней и двумя гидроцилиндрами клапанов; б — с перекидным
коленом бетоновода, играющим роль клапана; и — беспоршневой
Бетоновод изготовляют из стальных бесшовных цельнотянутых или сварных труб. Комплект, бетоновода состоит из звеньев прямых и изогнутых труб различной длины одинакового диаметра. Звенья бетоновода соединяются между собой и присоединяются к бетононасосу быстродействующими рычажными замками, служащими для надежного соединения стыков. На стыках звеньев бетоновода устанавливаются резиновые прокладки, обеспечивающие герметичность соединения.
Рис. 243. Полноповоротная стрела башенного крана с проложенным на ней бетоноводом с шарнирно-сочлененными колесами
При подаче бетона на длинное расстояние стационарным бетононасосом бетоновод укладывают по земле или
по конструкциям сооружения. Для сокращения времени перемещения бетоновода при переходе с одного места укладки на другое применяют устройства (рис. 243) в виде шарнирно-сочлененной полноповоротной стрелы крана, по которой прокладывают бетоновод с шарнирными сочленениями.
В автобетононасосе (рис. 244) поршневой насос с гидроприводом смонтирован на шасси автомобиля, а бетоновод с шарнирными сочленениями — на поворотной стреле, имеющей возможность менять положение в пространстве, увеличивать или уменьшать вылет и высоту выходного рукава, а также поворачиваться на 360°.
Рис. 244. Автобетононасос
По окончании работы бетоновод очищается пыжами из мешковины или специальными банниками, которые закладываются в первое звено бетоновода и давлением воды или воздуха проталкиваются через весь бетоновод.
Изготовляют бетононасосы с производительностью до 40 м3/ч с дальностью подачи смеси по горизонтали до' 300 м и высотой подачи по вертикали до 60 м. Имеются бетононасосы производительностью до 80 м3/ч, с дальностью подачи по горизонтали до 600 м и высотой подачи по вертикали до 90 — 95 м.