В установках пневматического транспорта материал перемещается потоком воздуха по трубопроводам во взвешенном состоянии или же в контейнерах (капсулах).
Пневмотранспортные установки применяются на предприятиях строительной индустрии для перемещения сыпучих материалов (цемента, сухого песка, мелкого угля, щепы, опилок). При использовании контейнеров могут перемещаться также щебень и другие материалы.
Преимуществом пневмотранспортных установок является возможность перемещать материалы в любом направлении и одновременно в несколько пунктов.
Рис. 123. Схема всасывающих пневмотранспортных установок
а — общий вид установки; б — шлюзовой затвор
Они удобны и своей компактностью: транспортные линии можно располагать в траншеях, подвешивать на столбах, кронштейнах, не занимая много места в производственных помещениях. Благодаря герметичности трубопроводов потери транспортируемого материала незначительны. Высокая производительность и дальность транспортирования и относительно невысокие затраты на сооружение установок также являются их положительными качествами. Но вместе с тем у пневматических транспортных установок (за исключением аэрационных) высокий удельный расход энергии (в 3 — 6 раз больше, чем у конвейеров с механическим приводом) и быстрый износ трубопроводов при транспортировании абразивных материалов.
Установки пневматического транспорта разделяются на всасывающие (вакуумные), нагнетательные и аэрационные.
Во всасывающей установке (рис. 123,а) вакуум-насосом 6 создается разрежение среды, вследствие чего через заборное сопло / транспортируемый материал вместе с атмосферным воздухом поступает по трубопроводу 2 в осадительную камеру 3. Здесь вследствие большого перепада сечений скорость воздушного потока резко уменьшается и материал осаждается на дно камеры. Воздух с оставшимися в нем частицами материала по трубопроводу 4 поступает в фильтр 5 и вакуум-насосом 6 выбрасывается в атмосферу. Материал из осадительной камеры 3 и фильтра 5 выдается через шлюзовые затворы 7, выполненные в виде вращающегося барабана с ячейками (рис. 123,6).
Всасывающая установка применяется для транспортирования материалов на небольшие расстояния, например при разгрузке цемента из железнодорожных вагонов в силосные емкости. Производительность таких установок до 60 м3/ч.
В нагнетательной установке (рис. 124) атмосферный воздух нагнетается компрессором 1 в воздухосборник 2 и, пройдя влагоотделитель 3, по трубопроводу 8 подается к питателю 4. Подаваемый питателем материал транспортируется поступающим воздухом в осадительную камеру 5, откуда воздух через фильтр 6 выбрасывается в атмосферу, а материал выдается через шлюзовые затворы 7.
В системе нагнетательной установки создается давление воздуха от 0,2 до 0,6 МПа. Такой установкой можно транспортировать материал на расстояние до 2 км; производительность ее до 3000 м3/ч.
Принцип перемещения материала сжатым воздухом используется в контейнерном пневматическом транспорте.
Рис. 125. Оборудование контейнерных пневмотранспортных установок
а — схема установки; б — контейнер-вагонетка
В пневмотрубопровод 1 (рис. 125) большого диаметра (до 1 м) помещают вагонетки 2 цилиндрической формы с диаметром, чуть меньшим внутреннего диаметра пневмотрубопровода. Просвет между вагонеткой и трубопроводом в торце вагонетки перекрывается резиновой манжетой 3. Вагонетки снабжены ходовыми колесами 4 и роликами для опирания на поверхность трубы. При подаче сжатого воздуха в пространство
между клапаном в трубопроводе и торцом вагонетки последняя начинает двигаться со скоростью, зависящей от количества нагнетаемого воздуха. Обычно скорость достигает 30 км/ч, а дальность транспортирования 6 км. Вагонетки можно перемещать по одной или нескольку штук в сцепе.
Рис. 126. Схема аэрожелоба
1- верхняя часть желоба для груза; 2 — пористая перегородка; 3 — нижняя часть для воздуха; 4 — вентилятор; 5 — загрузочная воронка; 6 — желоб
В целях увеличения производительности установки можно использовать поезд вагонеток. Однако при большом числе вагонеток в сцепе поезда при значительных преодолеваемых подъемах потребуется увеличенный расход воздуха с повышенным давлением.
Аэрационные установки (аэрожелоба), применяются для транспортирования пылевидных материалов (в основном цемента).
Установка имеет наклонный желоб 6 (рис. 126), разделенный продольной пористой перегородкой 2. В верхнюю часть / поступает материал, а в нижнюю 3 нагнетается вентилятором 4 воздух под невысоким давлением. Воздух, просачиваясь через пористую перегородку, смешивается с материалом, придавая ему свойство текучести, присущее жидкости. Благодаря этому материал самотеком перемещается по трубопроводу. В трубопровод 6 материал подается из бункера 5. Аэрированный материал (пульпу) можно транспортировать в трубопроводах и в вертикальном направлении при давлении воздуха oт 0,5 до 1 кг/см2.
Расход энергии в аэрационных транспортных установках значительно меньше, чем во всасывающих и нагнетательных.