Для разгрузки железнодорожных платформ применяется разгрузчик со сталкивающим рабочим органом (рис. 135), устанавливаемый стационарно у железнодорожного пути, проложенного над подземным приемным
бункером. Рабочий орган машины в виде большого скребка /, закрепленного на рукояти 3, совершает возвратно-поступательные движения по горизонтали в направляющих 2, установленных на станине 4. Во время работы машины состав вагонов медленно передвигается относительно нее со скоростью не более 200 м/ч. Сгружаемый материал падает в бункер 6, расположенный под железнодорожными путями, а оттуда выносится системой ленточных конвейеров 5 в отвал. Средняя эксплуатационная производительность машины 100 — 150.
Рис. 135. Стационарный сталкивающий разгрузчик
Применение разгрузчика со сталкивающим рабочим органом возможно при наличии подземного приемного бункера и системы конвейеров, поэтому экономически оправдано только при больших объемах производства.
При небольшом потоке материалов применяется самоходный разгрузчик с рабочим органом в виде скребкового транспортера. В процессе работы разгрузчик медленно, непрерывно или периодически перемещается вдоль состава по вспомогательному пути, сгребая материал скребками на наклонный ленточный конвейер, откуда материал сбрасывается в отвалы вдоль железнодорожного пути. Средняя эксплуатационная производительность машины 100 м3/ч.
Более производительной машиной непрерывного действия является разгрузчик С-492* с многоковшовым рабочим органом.
Рис. 136. Многоковшовый разгрузчик
Машина имеет самоходный портал 1, (рис. 136), перемещающийся по рельсам, уложенным с двух сторон разгружаемого состава; подъемную раму 6, на которой размещены ковшовый элеватор 2 с приводом 4, поперечный ленточный конвейер 3, передающий материал на наклонный отвальный конвейер 7. Подъемная рама с ковшовым элеватором и конвейерами поднимается и опускается электрореверсивной лебедкой 5.
Производительность разгрузчика достигает 300 м3/ч.