Каждая машина состоит из деталей (элементов) и сборочных единиц, предназначенных для выполнения определенных функций в процессе работы машины. По функциональному признаку в каждой машине различают следующие группы элементов:
силовые установки (двигатели), являющиеся источником или преобразователем энергии в механическую работу;
рабочее оборудование, непосредственно осуществляющее технологическую операцию и имеющее непосредственное воздействие на перерабатываемый материал;
ходовое оборудование (у самоходных машин), предназначенное для передвижения всей машины и передачи давления от массы машины и рабочих нагрузок на основание;
передаточные механизмы для осуществления связи силового оборудования с рабочим оборудованием, а также с ходовым оборудованием самоходных машин при различных комбинациях скоростей моментов и сил;
систему управления, предназначенную для запуска и останова силового оборудования, а также для соединения и разъединения связи между силовым оборудованием и рабочим (ходовым) оборудованием, а также в необходимых случаях для быстрого прекращения движения — торможения;
несущую конструкцию (раму) машины, служащую для размещения и закрепления на ней всех элементов машины и сохранения их взаимного расположения между собой. У самоходных машин несущая конструкция передает давление от массы машины и рабочих нагрузок на основание через ходовое оборудование, а у стационарных — непосредственно через детали опорного устройства.
Число деталей и сборочных единиц в машине достигает сотен и тысяч наименований, поэтому в целях удешевления изготовления и уменьшения стоимости эксплуатации, сокращения номенклатуры запасных частей в машинах применяют стандартизированные (тестированные) детали, комплектующие покупные изделия и унифицированные сборочные единицы.