Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность при работе в различных
условиях: при разнообразных атмосферных условиях и температурах окружающего воздуха от +40 до — 40° С, ВО все времена года и суток, при перемещении по грунтовым дорогам и бездорожью, а также в стесненных условиях строительной площадки, поэтому к той или иной машине предъявляют ряд требований исходя из конкретных условий эксплуатации.
Каждая строительная машина должна быть надежна и долговечна в эксплуатации; приспособлена к изменению условий работы; отличаться простотой в обслуживании, ремонте и монтаже, демонтаже и транспортировании; экономична в эксплуатации, т. е. расходовать минимальное количество электроэнергии или топлива и смазочных материалов на единицу вырабатываемой продукции.
Машина должна обеспечивать безопасность труда, удобство работы и минимальную утомляемость обслуживающего персонала. Машина должна иметь красивую внешнюю форму, хорошую отделку и стойкую окраску.
Машины, работающие в условиях особо низких (ниже — 40° С) или, наоборот, повышенных температур, должны быть приспособлены для работы в заданных условиях.
Условия производства, эксплуатации и ремонта строительных машин требуют, чтобы их конструкция была технологичной, т. е. соответствовала возможности применения обычной технологии изготовления ее деталей, сборке сборочных единиц и машины в целом. Необходимо, чтобы в конструкции машины наиболее полно нашли применение стандартные и нормализованные детали, а также унифицированные сборочные единицы. •
Все строительные машины должны иметь минимальную массу, быть удобны для монтажа, демонтажа и транспортирования и устойчивы под воздействием внешних нагрузок.
Для самоходных машин в числе предъявляемых требований обязательными являются маневренность и проходимость машины.
где а — максимально возможный угол поворота наружного колеса; чем больше а, тем меньше радиус поворота машины.
Маневренность определяется также возможностью перемещаться по строительному участку и вне его, от одного места работы к другому, с достаточной по производственным условиям скоростью.
Проходимость — это способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренса) — С. продольным R и поперечным R2 радиусами проходимости колесных машин (см. рис. 2), а также удельным давлением на грунт или дорожное покрытие, выражаемым в Па.
Рис. 2. Геометрические параметры маневренности и проходимости колесной машины
а — машина с управляемыми колесами; б — с шарнирно-сочлененными шасси; в — схема проходимости машины
Устойчивость машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивее машина. Устойчивость машины характеризуется коэффициентом устойчивости «k», определяемым по правилам, изложенным в § 45 и 54.
Основные параметры строительных машин и их размеры, технические требования, методы их испытания, маркировки, упаковки и транспортирования регламентированы Государственными общесоюзными стандартами - ГОСТами.
Эксплуатационные качества строительных и дорожных машин регламентируются также «Общими требованиями к эксплуатационным качествам строительных машин» (СН 222-62), а также «Едиными требованиями безопасности к конструкции строительно-дорожных машин».