Для привода подъемно-транспортных, строительных машин и оборудования источником механической энергии служит электродвигатель переменного и постоянного тока.
Наиболее часто встречаются одномоторные, электроприводы трехфазного переменного тока частотой 50 Гц. Обычно в этих приводах используют асинхронные электродвигатели, имеющие в зависимости от номинальной мощности либо короткозамкнутый ротор (при мощности до 10 кВт), либо ротор с контактными кольцами {при мощности до 100 — 150 кВт).
Асинхронные короткозамкнутые электродвигатели получили наибольшее распространение из-за простоты устройства. Их применяют в машинах и механизмах с длительно-непрерывным режимом работы (транспортеры, питатели, сортировки и др.). Эти двигатели просты в управлении (кнопочное управление с магнитным пускателем), однако они имеют большой пусковой ток, достигающий пятикратного по отношению к номинальному, малый пусковой момент и ими невозможно регулировать скорость без дополнительных сложных устройств.
Для привода машин с повторно-кратковременным режимом работы (строительные краны, экскаваторы) применяют крановые асинхронные электродвигатели с большой перегрузочной способностью — короткозамкнутые и с контактными кольцами. Крановые двигатели с контактными кольцами допускают в известных пределах регулирование скорости включением в цепь ротора элементов сопротивления. Последовательное включение сопротивления в цепь ротора уменьшает скорость его вращения, выключение сопротивления увеличивает скорость до номинальной.
Перегрузочная способность крановых электродвигателей с контактными кольцами при продолжительности включения ПВ 25% равна 2,5 — 3,4.
На башенных кранах, как правило, применяют многомоторный электропривод переменного тока с использованием асинхронных крановых двигателей с контактными кольцами.
При необходимости регулировать число оборотов в широком диапазоне применяют электродвигатели постоянного тока. Обычно они используются в комбинированных дизель-электрических приводах экскаваторов и кранов большой мощности. В таком случае питание каждого из двигателей осуществляется от генератора постоянного тока, смонтированного на самой машине и приводимого во вращение двигателем внутреннего сгорания (дизелем) или сетевым электродвигателем переменного тока.
Для привода электрифицированного инструмента применяют электродвигатели трехфазного тока повышенной частоты. Эти двигатели при одинаковых габаритах и массе могут развивать большую мощность, чем двигатели с частотой 50 Гц. Для их питания необходимы преобразователи частоты.