Для привода самоходных строительных машин применяют в основном двигатели внутреннего сгорания
(дизели и карбюраторные двигатели). Дизели применяют чаще, чем карбюраторные двигатели, так как они более экономичны, их к. п. д. равен 25 — 37%, тогда как у карбюраторных двигателей он не превышает 18 — 25%; расход топлива у дизелей на 40 — 50% ниже, чем у карбюраторных двигателей.
Двигатели внутреннего сгорания не могут создавать вращающий момент больше номинального, поэтому они не допускают перегрузки, их необходимо подбирать по максимальной нагрузке.
К недостаткам двигателей внутреннего сгорания относятся: невозможность реверсирования (изменения направления вращения вала) и значительного изменения величины крутящего момента без применения сложных механизмов реверса и коробок скоростей, а также сравнительно малый срок службы. Моторесурс двигателей до капитального ремонта составляет от 2400 до 3600 ч. Чтобы облегчить запуск двигателя или приостановить работу механизмов машины без остановки двигателя, снизить динамические нагрузки в системе и предохранить двигатель от перегрузки, между двигателем и трансмиссией машины устанавливают фрикционные или гидравлические муфты.
Гидравлическая муфта более надежно предохраняет двигатель от перегрузки. Гидравлическая муфта (рис. 3) состоит из насосного колеса /, сидящего на ведущем валу 5, и турбинного колеса 2, сидящего на ведомом валу 4, заключенных в общий кожух 3, заполненный маслом. Между насосным и турбинным колесами имеется зазор. При вращении приводного вала масло насосным колесом подается на лопатки колеса турбины и приводит его во вращение с числом оборотов, всегда несколько меньшим, чем число оборотов приводного вала. Коэффициент полезного действия гидромуфты увеличивается пропорционально увеличению числа оборотов турбинного колеса: максимальное его значение равно 0,95 при числе оборотов турбинного колеса, приблизительно равном числу оборотов насосного колеса.
Рис. 3. Гидравлическая
Рис. 4. Гидротрансформатор муфта
Гидротрансформатор (рис. 4) применяют для автоматического регулирования крутящего момента ведомого вала, более надежной защиты двигателя от перегрузки и сокращения времени холостых ходов в машинах с двигателем внутреннего сгорания.
Он состоит из насосного колеса 2, сидящего на ведущем валу 5, направляющего аппарата 4, турбинного колеса 3, закрепленного на ведомом валу 1.
Насосное и турбинное колеса и направляющий аппарат турботрансформатора имеют лопатки определенной формы. Направляющий аппарат увеличивает скорость жидкости, поступающей из насоса в турбину, и меняет ее направление.
При возрастании нагрузки на рабочем органе скорость ведомого вала уменьшается, а крутящий момент вследствие динамического воздействия жидкости, подаваемой насосным колесом, увеличивается. При полной остановке ведомого вала крутящий момент на нем будет в 2,5 раза больше, чем на ведущем валу: при этом нагрузка на двигатель и скорость вращения его вала почти не изменятся. Крутящие моменты на турбинном и насосном колесах будут равными при примерно одинаковом числе их оборотов. На холостом ходу, когда нагрузка снижается, ведомый вал гидротрансформатора автоматически увеличивает скорость вращения в полтора раза по сравнению со скоростью ведущего вала. При этом время холостых ходов сокращается и, следовательно, повышается производительность машины.