Стальные цепи применяют в конструкциях строительных машин в качестве гибких элементов привода грузоподъемных и тяговых органов ручных талей, тяговых органов транспортирующих машин (элеваторы, транспортеры и др.), а также в качестве стропов.
По конструктивным особенностям стальные цепи разделяют на две основные группы: сварные овально-звенные и пластинчатые.
Сварные овально-звенные цепи собирают из отдельных звеньев, изготовляемых из стали круглого сечения марок Ст2 и СтЗ (рис. 17).
Рис. 17. Стальные овально-звенные цепи а — звено; 6 — соединения звеньев
По конструктивным признакам сварные цепи разделяют на короткозвенные, длиннозвенные и с распорками, а по степени точности изготовления — на калиброванные и некалиброванные. Калиброванные цепи отличаются меньшими отклонениями размеров шага и ширины звена, благодаря чему преимущественно используются в грузоподъемных механизмах с ручным приводом (талях). С помощью калиброванных цепей осуществляется передача между блоками с ребристыми ручьями.
Цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319 — 70 или ГОСТ 228 — 65*.
Пластинчатые цепи широко применяют в строительных машинах в качестве приводных, тяговых и грузовых. Приводные цепи зубчатые и втулочно-роликовые здесь не рассматриваются, так как относятся к предмету «Детали машин».
Тяговые пластинчатые цепи используют преимущественно в транспортирующих устройствах и установках. Звенья тяговой цепи обычно состоят из двух наружных и двух внутренних пластин удлиненной формы, соединенных шарнирно валиками. Для прикрепления рабочих органов транспортирующих устройств внешние пластины тяговой цепи делаются с полками. Для уменьшения трения цепи о направляющие некоторые виды цепей снабжаются роликами, надеваемыми на валики.
Грузовые пластинчатые цепи (ряс. 18, а) применяют в ручных талях и других грузоподъемных устройствах.
Рис. 18. Грузовые пластинчатые цепи
Грузоподъемные цепи рассчитывают на растяжение исходя из необходимого запаса прочности к, принимаемого по нормам Госгортехнадзора, разрушающей нагрузки цепи Spaзp, определяемой по табличным данным, и фактической нагрузки, действующей на цепь, Sфакт
Коэффициент запаса прочности сварных грузовых цепей, работающих на гладком барабане, должен быть не менее трех при ручном приводе и не менее шести — при машинном приводе; при работе на звездочке (калиброванной) — не менее трех при ручном приводе и восьми — при машинном. Для сварных цепей стропующих устройств коэффициент запаса прочности должен быть "не менее пяти как при ручном, так и машинном приводе.
Для пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, коэффициент запаса прочности должен быть не менее трех при ручном и пяти при машинном приводе.
Для пластинчатых тяговых цепей транспортирующих устройств коэффициент запаса прочности увеличивается с повышением скорости цепи.
Для соединения концов цепи между собой и с деталями машины применяют специальные и концевые звенья (рис. 18,6).