Остановочные устройства применяют для удержания от падения поднимаемого груза. Действие остановов основано на том, что они позволяют вращаться валу, передающему крутящий момент, в направлении подъема и препятствуют вращению барабана лебедки в обратную сторону.
По конструктивному исполнению различают остановы храповые — с наружным и внутренним зацеплением и фрикционные — роликовые и клиновые.
Рис. 37. Остановочные устройства
а — храповой останов с наружным зацеплением; б — с внутренним зацеплением; в — фрикционный роликовый останов.
Храповой останов с наружным зацеплением (рис. 37,а) состоит из зубчатого храпового колеса 2,
заклиненного на валу /, и собачки 4, вращающейся свободно на пальце 3, закрепленном на корпусе 5 лебедки. Благодаря особой форме зуба храпового колеса головка собачки автоматически выводится из зацепления при его вращении в сторону подъема груза или западает во впадину между зубьями и препятствует вращению в обратную сторону.
Храповой останов с внутренним зацеплением показан на рис. 37,6.
Число зубьев храповика выбирают по конструктивным соображениям от 10 до 30; высота зуба принимается равной 0,75 модуля, ширина зуба равна трем модулям.
Материал храпового колеса и собачки — сталь (Ст4, Ст5), для храповых колес большого размера — стальное литье.
Зуб храпового колеса рассчитывают на изгиб под действием статического крутящего момента Мкр и проверяют на смятие ко удельной линейной нагрузке д.
Допустимая удельная линейная нагрузка q для стального литья равна 1500 — 3000 Н, для проката и поковок – 3500-4000Н.
Рис. 38. Фрикционный останов с клиновидным сектором
Собачку храпового устройства рассчитывают на совместное действие сжимающей и изгибающей нагрузок.
Необходимо, чтобы суммарное напряжение было не более 0,25 σт (предела текучести материала собачки).
Фрикционный роликовый останов (рис. 37, в) состоит из диска 6 с внутренней выточкой, в которую входит диск 7, заклиненный на валу и имеющий на своей внешней поверхности специальной формы впадины, в которые закладываются стальные ролики 8. При вращении вала на подъем (на рисунке против часовой стрелки) ролики, захватываемые силой трения, сжимают пружины 9 и заходят в углубление, не препятствуя вращению диска 7 с валом. При вращении вала с диском на спуск (на рисунке по часовой стрелке) ролики защемляются между диском 7 и ободом диска б, вследствие чего свободное вращение вала прекращается. - Фрикционный останов с клиновидным сектором (рис. 38) состоит из вала 3, на котором заклинена ступица 2. С ней шарнирной осью 4 соединены две собачки 6, расположенные с противоположных сторон. Наружный конец собачки, имеющий форму кругового сектора с поперечным клиновидным сечением с углом конусности 2ос, входит в желоб, выточенный в ободе диска 5. При вращении вала против часовой стрелки собачка отжимает пружины 1 и не препятствует вращению. При вращении вала по часовой стрелке собачка, благодаря трению, развиваемому между нею и ободом, будет поворачиваться на оси 4, заклинится в выточке желоба и остановит вал.