Строительные машины и оборудование > Специальные детали, сборочные единицы и механизмы строительных машин > § 27. Механизмы вращения поворотной части машин и опорно-поворотные устройства

§ 27. Механизмы вращения поворотной части машин и опорно-поворотные устройства

Ряд строительных машин — башенные и стреловые краны, одноковшовые экскаваторы, некоторые виды погрузчиков — состоят из неповоротной части, являющейся опорой (основанием), и поворотной, на которой смонтированы рабочие органы и основные механизмы их привода.

Поворотная часть машин соединяется с неповоротной при помощи опорно-поворотного устройства, которое удерживает поворотную часть машины относительно не поворотной в заданном положении и служит для передачи на неповоротную часть нагрузки от силы тяжести поворотной части и внецентренных нагрузок от рабочих органов и ветровых давлений.

Рис. 46. Схема опорно-поворотного устройства на колонне

а — с подпятником у верхней опоры; б — с подпятником у нижней опоры

Опорно-поворотные устройства могут быть с опорными поверхностями на колонне, расположенными в двух уровнях, отстоящих один от другого на значительном расстоянии, или в виде поворотного круга на роликах, шариках или катках. У первых реакции от нагрузок направлены горизонтально, а у вторых — вертикально.

Опорно-поворотные устройства с опорными поверхностями на колонне широко применяются у башенных кранов большой грузоподъемности с неповоротной башней, а также на кранах более раннего выпуска (рис. 46). Эти опорно-поворотные устройства бывают с нижним или верхним расположением центральной цапфы и подпятника. При расположении подпятника на верхнем уровне (рис. 46, а) остов (неповоротная часть) машины выполняется в виде усеченного конуса 1 или пирамиды, вершина которых несет на себе центральную цапфу 3 и шариковый подпятник 4. В верхней части поворотной фермы 5 предусматривается ступица 2, надеваемая на цапфу 3. На нижнем уровне конусообразного выступа расположены опорные ролики 7, воспринимающие горизонтальные усилия от кругового рельса (бандажа) 6 поворотной фермы шатра 5.

При нижнем расположении центральной цапфы поворотная часть имеет конусообразный выступ, а у основания предусматривается соответствующее заглубление для цапфы 3 и подпятника 4 (рис. 46,6).

Большинство современных кранов и экскаваторов выпускаются с опорно-поворотными устройствами в виде поворотного круга двух видов: шариковые или роликовые и с центральной цапфой и катками, катающимися по круговому рельсу.

Роликовые опорно-поворотные устройства (рис147, а, б) состоят из массивного кольца 2, соединенного с опорной рамой, в котором вытачиваются кольцевые беговые дорожки; роликов 3 и двух колец 5 и 4, соединенных между собой болтами 6 и связанных жестко с поворотной платформой. Ролики 3, используемые в качестве тел качения, укладываются через один (рис. 47,6) нормально друг к другу, под углом к вертикали 60 или 30е так, что половина их, катящаяся по дорожкам В воспринимает опорные нагрузки, а вторая половина, катящаяся по дорожкам Г, — отрывающие.

На внутренней поверхности кольца 2 нарезается зубчатый венец 1, с которым входит в зацепление конечная ведущая шестерня механизма поворота машины.

Выпускаются также опорно-поворотные круги с наружным зубчатым венцом К (рис. 47, в).

Рис. 47. Опорно-поворотное устройство

а, б, в — роликовое; г — шариковое

Устройство шарикового опорно-поворотного круга показано на рис. 47, г. Так же как и роликовый, он состоит из массивного кольца 14, прикрепляемого болтами 12 к опорной раме 13 ходового устройства. В нем выточены две беговые дорожки для двух рядов шариков 9. Два наружных кольца — нижнее 11 и верхнее 8 — стягиваются между собой и прикрепляются к поворотной платформе болтами 10. Верхний ряд шариков воспринимает опорные нагрузки, а нижний ряд шариков отрывающие нагрузки. Роликовые и шариковые опорно-поворотные круги нормализованы. В том случае, когда их типовые размеры не обеспечивают заданные нагрузки, применяют опорно-поворотные устройства с катками, катящимися по круговому рельсу (рис. 48).

Рис. 48. Опорно-поворотное устройство каткового типа

Такое же поворотное устройство можно встретить и у машин более раннего выпуска.

У опорно-поворотного устройства каткового типа (рис. 48, а) нижний опорный круг / вместе с зубчатым венцом 2 закреплен на раме ходовой части машины. Поперечное сечение опорного круга имеет вид швеллера, по нижней полке которого катятся катки 3, смонтированные на кронштейнах 4 поворотной платформы 5. Верхняя полка опорного кольца служит контррельсом, воспринимающим нагрузки от опрокидывающего момента. Центральная цапфа 6 служит для центрирования поворотной платформы относительно неповоротной и для восприятия горизонтальных нагрузок. В отверстии центральной цапфы размещены шарикоподшипники 8 и вертикальный вал 7, передающий вращение от двигателя к ходовому устройству.

Несколько видоизмененный вариант опорно-поворотного устройства каткового типа изображен на рис. 48, б. Оно отличается от описанного выше тем, что состоит из двух кругов: нижнего 11, укрепленного на неподвижной раме, и верхнего 12, укрепленного на поворотной платформе; между этими кругами размещаются катки 13, соединенные в общую обойму сепаратором 14. Отрывающие нагрузки воспринимаются кольцевым выступом нижнего круга и обратными катками 9, укрепленными на кронштейнах 10 поворотной платформы.

Кинематическая схема механизма вращения поворотной части представлена на рис. 49.

Рис. 49. Кинематическая схема механизмов вращения поворотной части машин

а — с зубчатой передачей; б — с канатным приводом; в — с приводом гидроцилиндрами

Наиболее распространенным является механизм поворота с зубчатой передачей. Он состоит (рис. 49, а) из двигателя /, соединительной муфты 2, тормоза 3, редуктора 4, ведущей шестерни 5 и зубчатого венца 6 с внутренним или внешним зацеплением. Первые из них предпочтительнее как обеспечивающие более плавный ход.

Двигатель привода механизма вращения поворотной платформы машины может быть установлен на поворотной или неповоротной части, в зависимости от чего кинематическая схема механизма несколько видоизменяется.

При установке двигателя на поворотной платформе зубчатый венец закрепляется на неповоротной части. С зубчатым венцом находится постоянно в зацеплении ведущая шестерня, приводимая во вращение через систему зубчатых передач от двигателя. На первом валу редуктора размещается тормозной шкив с тормозом. При расположении двигателя на неповоротной части зубчатый венец крепится на поворотной части.

При больших диаметрах поворотных кругов применяется цевочная передача как более простая в изготовлении.

Еще более прост в изготовлении механизм поворота с гладким ободом 7, вокруг которого обвиваются два стальных каната 8 и 9, одним концом прикрепленные к поворотному кругу, а другими к барабанам 10 реверсивной лебедки (рис. 49,6).

В машинах с гидравлическим приводом находит применение механизм поворота с гидроцилиндрами (рис.

49, в). При втягивании одного из штоков гидроцилиндров 12 перемещается связанная с ним втулочно-роликовая цепь 11 и поворачивается зубчатая звездочка вместе с поворотной платформой. Достоинством такого механизма поворота является плавность трогания с места и торможения при остановке вращения поворотной части. Мощность двигателя привода механизма поворотов рассчитывается на преодоление общего момента сопротивления вращению М, складывающегося из моментов: от составляющей силы тяжести поворотной части крана и груза при расположении крана на наклонной плоскости Мут', от силы трения Мтр, от ветровой нагрузки Мв, от инерционных сил Мин:

При вращении поворотной части крана, стоящего на наклонной плоскости, центр тяжести поворотной части будет занимать разные уровни по высоте от 0 до максимума, зависящие от угла наклона и расстояния от оси вращения, вследствие чего момент сопротивления на части окружности будет иметь знак «+», а затем « — ».

Наибольшее значение момента от уклона

где G — сила тяжести поворотной части; га — расстояние от оси вращения до центра тяжести поворотной части крана; Q + q — сила тяжести груза и крюковой обоймы; R — расстояние от оси вращения до центра тяжести груза; а — угол наклона.

Ветровая нагрузка препятствует вращению поворотной части, эксцентрично расположенной относительно оси вращения. При расчетах необходимой мощности двигателя давление ветра Р принимается равным 150 Па на 1 м2, а при проверке двигателя на перегрузочную способность — 250 Па. Ветровой момент является величиной переменной и зависит от положения подветренных поверхностей к направлению ветра.

Максимальное значение ветрового момента будет при направлении ветра нормально к подветренной поверхности машины, эксцентрично расположенной относительно оси вращения. При расположении подветренных поверхностей по обе стороны оси вращения их моменты будут иметь разные знаки:

где 1 — подветренная поверхность груза, м2; F — подветренная поверхность эксцентрично расположенных частей машины, м2; р — ветровое давление на м2 поверхности; г — расстояние от центров тяжести подветренных поверхностей до оси вращения, м; R — расстояние от оси вращения до центра тяжести подветренной поверхности груза, м.

Момент инерционных сил складывается из момента инерции груза и моментов инерции отдельных элементов машины (стрелы, противовеса и т. д.):

где 2l — сумма моментов инерции груза и элементов крана, приведенных к оси вращения; ------- — угловое ускорение; n — угловая скорость поворотной части; t — время разгона.

Необходимая мощность двигателя для механизма поворота в кВт при М в кгм:

где η — к. п. д. механизма привода поворотной части; Мсопр.общ — суммарный момент сопротивления вращения.

Так как преодоление сопротивлений от инерционных сил происходит за 1 — 3 с (период разгона), то номинальная мощность двигателя кранового типа может быть принята меньше подсчитанной за счет его перегрузочной способности.

Тормозной момент, развиваемый тормозом, установленным на первом валу редуктора, равен:

где Кз — коэффициент запаса тормозного момента; £ — передаточное число механизма поворота; т — к. п. д. системы передач.


§ 27. Механизмы вращения поворотной части машин и опорно-поворотные устройства - (Все изображения)

Другие статьи из раздела "Специальные детали, сборочные единицы и механизмы строительных машин":
· Глава IV. Канаты и цепи
· Глава V. Блоки, полиспасты и барабаны
· Глава VI. Грузозахватные устройства
· Глава VII. Остановы и тормозные устройства
· Глава VIII. Основные механизмы строительных машин
· Глава IX. Несущие конструкции

Реклама на сайте



Разделы сайта

· Главная страница
· Общие сведения о строительных машинах и оборудовании
·   Специальные детали, сборочные единицы и механизмы строительных машин
· Грузоподъемные машины
· Машины непрерывного транспорта и погрузочно-разгрузочные машины
· Машины для земляных работ
· Машины и установки для буровых и свайных работ
· Машины и установки для переработки нерудных строительных материалов, приготовления и транспортирования бетонных смесей и растворов
· Машины и оборудование для изготовления сборных железобетонных изделий и деталей
· Машины для отделочных работ
· Ручные машины
· Карта сайта
· Изображения сайта

Облако тегов

арматурной  башенных  действия  земляных  классификация  кранов  краны  машин  машины  механизмы  многоковшовые  область  оборудование  пневматические  погрузчики  подъемники  привод  применения  работ  растворов  ручные  системы  строительных  уплотнения  управления  установки  устройства  экскаваторов  экскаваторы  электрические