На несущей конструкции или корпусе машины монтируются все механизмы, двигатели, аппаратура управления и рабочие (исполнительные) органы.
Несущая конструкция воспринимает все внешние нагрузки от рабочих органов, давления ветра, инерционных нагрузок, а также нагрузки, возникающие при работе отдельных механизмов машины. Собственная масса машины и полезные нагрузки распределяются несущей конструкцией между опорами ходового оборудования у самоходных или между фундаментами у стационарных машин.
Геометрические формы и габаритные размеры несущих конструкций определяются технологическим назначением машины, величиной и характером внешних нагрузок.
Так, габаритные размеры ходовой части кранов и экскаваторов определяются условиями устойчивости, а размеры поворотной платформы — условиями расположения механизмов, противовеса и кабины управления.
Просвет портала зависит от габаритов подвижного состава, обычно пропускаемого под портальными кранами.
Высота башни башенного крана и опорных ног (стоек) козлового крана, а также длина стрелы первого и длина пролетного строения (моста) второго диктуются заданными технологическими требованиями, предъявляемыми к этим машинам, — высотой подъема, вылетом крюка и длиной хода грузовой тележки. В то же время размеры поперечного сечения башни, стрелы и пролетного строения определяются в основном величиной воспринимаемых ими нагрузок.
Несущие конструкции должны быть особо прочными, устойчивыми и выносливыми, рассчитанными на весь срок службы машины. Прочность элементов корпуса является основным условием безаварийной работы машины. Сечения деталей определяются расчетами из условия, чтобы напряжения находились в пределах, допускаемых по условиям прочности и выносливости, а деформации — в пределах упругих деформаций.
Несущие конструкции строительных машин выполняются из стального проката — листовой и профильной стали.
Пояса и раскосы решетчатых конструкций изготовляются из уголкового профиля, сварных и бесшовных труб и гнутых профилей. Конструкции, выполненные из труб, на 10 — 15% легче конструкций, выполненных из уголковых профилей.
Наиболее целесообразно применять трубы для сжатых элементов конструкций, а также подверженных ветровому воздействию, так как трубы имеют одинаковый радиус инерции по всем осям и оказывают меньшее лобовое сопротивление ветру по сравнению с другими профилями.
Для изготовления ответственных несущих конструкций строительных машин следует применять марки стали, обладающие повышенными прочностными свойствами, вязкостью и хорошей свариваемостью. К материалам для изготовления машин, работающих при пониженной температуре окружающей среды, предъявляется дополнительное требование — они должны быть стойкими против ударных нагрузок.
Согласно правилам Госгортехнадзора, для всех вновь изготовляемых кранов., работающих при температуре ниже — 25 и до — 40° С, нужно использовать мартеновскую сталь спокойной плавки — СтЗ и ВСтЗ, или другой металл, свойства которого при низких температурах не ниже свойств мартеновской стали спокойной плавки.
Мартеновская сталь СтЗкп (кипящей плавки) может применяться для конструкций машин, работающих при температуре не ниже 20° С. Для машин, работающих при температуре ниже — 40° С, следует применять сталь марки М16С.
Использование низколегированных сталей 10ХГСНД, 10ХСНД (НЛ-2) дает выигрыш в массе конструкций, но усложняет условия сварочных работ при их изготовлении. Для неответственных конструкций (ограждения, кожухи, каркас, обшивка кабины, ненесущие настилы и пр.) применяются стали СтО, МСтО, БСтО.
Неразъемное соединение элементов несущих конструкций строительных машин выполняется в основном при помощи электросварки с применением качественных электродов. Клепка используется только при соединении элементов из марок сталей, плохо свариваемых.
Разъемные соединения выполняют на точеных болтах.