По характеру несущей конструкции строительные машины можно разделить на два вида — машины, у которых несущей конструкцией является корпус (шасси) типовых транспортных средств (автомобилей или тракторов), и машины, имеющие собственную индивидуальную несущую конструкцию.
Несущая конструкция стреловых кранов и экскаваторов состоит из двух основных частей — ходовой рамы и поворотной платформы.
На рис. 59 изображена ходовая рама пневмоколесного крана МКШ-25. Конструкция рамы сварная, составленная из двух продольных балок 5 коробчатого сечения, соединенных поперечными балками-связями 4, 6 — 10. В задней части рамы над балками 6 и 7 монтируется нижнее кольцо опорно-поворотного круга 2. В передней части рамы к балкам 9 и 10 крепят кабину, на кронштейнах 1 монтируются выносные опоры. Проушины 3 служат для крепления балансира подвески ведущих мостов.
10 9 8
Рис. 59. Ходовая рама пневмоколесного крана
Основная часть сварной поворотной платформы с механическим приводом экскаватора (рис. 60) состоит из верхнего 1 и нижнего листов, между которыми вварены диафрагмы. К передней части платформы приварены проушины 2 для шарнирного крепления стрелы сменного рабочего оборудования. На продольных балках платформы смонтирована станина 3 для установки на ней элементов трансмиссии и механизмов экскаватора. В хвостовой части платформы расположена площадка 4 для установки двигателя. С правой и левой сторон основной рамы на кронштейнах укреплены боковые настилы 5 для создания удобств по обслуживанию экскаватора.
Рис. 60. Конструкция поворотной платформы экскаватора
Нагрузка от поворотной платформы, воспринимающей усилия от рабочего оборудования, передается на ходовую раму экскаватора через опорно-поворотное устройство.
Несущая конструкция башенных кранов с поворотной башней состоит из трех основных частей: ходовой рамы, поворотной платформы и башни.
У башенных кранов с неповоротной башней несущая конструкция состоит из ходовой рамы (портала), башни и поворотного шатра. У козлового крана несущая конструкция состоит из пролетного строения (фермы) и опорных ног.
На рис. 54, а изображена часть ходовой рамы башенного крана КБ-100 с поворотной башней. Рама представляет собой сварную кольцевую балку коробчатого сечения 2 с четырьмя проушинами, которыми она соединяется с флюгерами / при помощи вертикальных осей 3. Шарнирное соединение флюгеров с центральной рамой позволяет проходить крану по криволинейным рельсовым путям и уменьшать габарит в транспортном положении.
Рис. 61. Поворотная платформа башенного крана
Поворотная платформа башенного крана КБ-100 (рис. 61) представляет собой плоскую раму, состоящую из кольцевой балки коробчатого сечения 1 и консольной части 2.
К верхней поверхности кольцевой балки и консольной части приваривается двуногая стойка 4 я 5, сваренная из деталей трубчатого сечения. В передней части кольцевой балки приварены опорные кронштейны 6 для шарнирного соединения 7 с металлоконструкцией башни. На консольной части платформы располагаются грузы противовеса 3.
К нижней части кольцевой балки приваривается фланец 8 с отверстиями для присоединения к опорно-поворотному кругу.
Конструктивные схемы опорных рам порталов башенных кранов с неповоротной башней изображены на рис.
Рис. 62. Схемы опорных рам (порталов) башенных кранов с неповоротной башней
а — плоская тележка крана небольшой грузоподъемности; б — шатровый портал; в — прямоугольный портал; г — трапециевидный портал крана